«Росатом» построит гигафабрику в Калининграде


«Росатом» построит гигафабрику в Калининграде

«Росатом» построит гигафабрику в Калининграде

Запуск завода по выпуску батарей для электромобилей запланирован на 2026 год

«Коммерсантъ» от 15.09.2021, 19:19

«Росатом» построит завод по производству литий-ионных ячеек и систем накопления энергии в Калининградской области мощностью 3 ГВт•ч в год. Это может быть достаточно для поставок на 45 тыс. электромобилей, при этом корпорация нацелилась на повышение мощности до 12 ГВт•ч, что эквивалентно около 170 тыс. таких машин. Компания уже вела переговоры как минимум с ГАЗом и КамАЗом, у которых есть проекты по электротранспорту. Однако, даже исходя из довольно оптимистичных планов российского правительства, к моменту запуска завода в 2026 году емкости локального рынка электромобилей может оказаться недостаточно.

ООО «Рэнера» (входит в топливную компанию «Росатома» ТВЭЛ) и правительство Калининградской области подписали соглашение о производстве литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии. Технологическим партнером выступает южнокорейский производитель литий-ионных батарей Enertech International Inc., совладельцем которой «Рэнера» стала в 2021 году (доля российской стороны — 49%). Объем финансирования не раскрывается, но в ТВЭЛ указывают, что, исходя из мировой практики, строительство 1 ГВт•ч производственных мощностей обходится примерно в $100 млн. Более 60% средств планируется профинансировать из инвестиционного ресурса «Росатома» и средств партнера.

Гигафабрика заработает на площадке Балтийской АЭС (10 км от границы с Литвой) уже в 2026 году, сообщили в ТВЭЛ. В ТВЭЛ отметили, что ключевыми факторами выбора Калининградской области в качестве площадки стали возможность круглогодичного ведения строительных работ, уровень готовности территории и транспортная доступность. Отметим, что на площадке Балтийской АЭС планировалось сооружение двух реакторов ВВЭР-1200, однако строительство было заморожено на стадии начала заливки бетона.

Полная производственная мощность завода составит не менее 3 ГВт•ч в год (общая емкость выпускаемых батарей). В то же время, как отмечает гендиректор «Рэнеры» Эмин Аскеров, «запланированные год назад объемы производства могут оказаться недостаточными», исходя из «сигналов», получаемых от российского рынка: «Чтобы реализовать текущие планы по развитию электротранспорта, мы рассматриваем сценарий возможного роста мощностей завода до 12 ГВт•ч».

Основная часть (95%) спроса к 2030 году придется на тяговые батареи для легковых и коммерческих автомобилей, остальная часть — электробусы и грузовые машины.

В ТВЭЛ не называют партнеров в автопроме, но говорят, что ведут переговоры со всеми ключевыми участниками рынка — «как с теми, кто прямо указан в концепции развития электротранспорта РФ, так и с рядом других автопроизводителей, планирующих выйти на рынок, названия которых, к сожалению, не можем разглашать в связи с подписанными соглашениями о неразглашении».

В рамках электроконцепции упомянуты имеющиеся проекты по электробусам — КамАЗа, ГАЗа и «Волгабаса», электрическая «Газель» (GAZelle e-NN), которая уже вышла на маршрут в Нижнем Новгороде, а также только запланированные к выпуску электромобили. В частности, это проект легкового электромобиля КамАЗа «Кама-1», запуск серийного производства которого намечен «примерно на 2024 год», и якобы запущенное на мощностях в Тольятти серийное производство российских электромобилей под брендом Zetta. Единственный проект по электромобилям в Калининграде, исходя из концепции,— запуск в 2023 году сборки таких машин на «Автоторе» под брендами Kia и Hyundai. Корейские автоконцерны не подтверждали эти планы: даже наоборот, в Hyundai говорили о необходимости довольно существенных объемов рынка электромобилей для рентабельности их выпуска. «Автотор» при этом заявлял, что подтверждает планы организовать производство электромобилей, «возможно, нескольких моделей в тесном сотрудничестве с действующими партнерами, опираясь на обозначенные сроки и глубину технологии производства и руководствуясь предложенным подходом к определению “российского электромобиля”».

В целом в регионе нет других производителей автопрома, а основные автокластеры в РФ — Калуга и Санкт-Петербург.

Но собеседники “Ъ” отмечают, что льготные условия Калининградской области могут компенсировать такое удаленное расположение, а также говорят о довольно удобной логистике по морю.

Представитель «Автотора» подтвердил факт переговоров с «Росатомом» по данному вопросу и заинтересованность в проекте.

В КамАЗе “Ъ” сказали, что «вели и ведут переговоры с “Росатомом” по потенциальному сотрудничеству в этой области». Концерн заинтересован в покупке батарей с этой площадки, «как и с любой другой российской площадки, готовой поставлять батареи при соблюдении параметров “цена-качество”». В группе ГАЗ также подтвердили, что вели переговоры, добавив, что «заинтересованность есть».

Реализация проекта способна дать мощный импульс для социально-экономического развития удаленных территорий Калининградской области, полагает губернатор региона Антон Алиханов.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что 3 ГВт•ч — это производство примерно на 45 тыс. электромобилей, 12 ГВт•ч — около 170 тыс. штук. Господин Бабанский полагает, что с точки зрения доступа к экспортным рынкам стратегически Калининград — правильное расположение завода, так как «исключительно российским спросом загрузить завод в обозримой перспективе — сложная задача». Согласно концепции, в 2026 году в РФ должно производиться 71 тыс. электромобилей, к 2030 году — 217 тыс. штук. «Учитывая масштабы строящихся заводов и критическую значимость “эффекта масштаба” для литий-ионных аккумуляторов, также стратегически правильно целиться в 12 ГВт•ч»,— заключает он. Собеседники “Ъ” в автопроме также отмечают экспортный потенциал, но в то же время указывают, что в основном в Европе автоконцерны нацелены на создание собственных производств батарей — как Tesla и Volkswagen. Однако они вполне допускают, что кто-то из других игроков может пойти на покупку у стороннего производителя.

Ольга Никитина, Полина Смертина