Спекулянты сыграли в мяч


Спекулянты сыграли в мяч

Спекулянты сыграли в мяч

Каждый десятый билет на Евро-2020 куплен у перекупщиков

Несмотря на ужесточение правил продажи билетов на чемпионат Европы по футболу, доля перекупщиков на матчах турнира в России даже выросла по сравнению с предыдущими турнирами – по оценкам экспертов, она составила 10%. Выручить спекулянты могли почти 500 млн руб. при средней наценке на билет в 2–2,5 раза. От активности перекупщиков страдают организаторы, теряя контроль над значительной частью продаж, и зрители, которые не всегда успевают купить билеты напрямую по стартовой цене.

Около 10% билетов на семь матчей Евро-2020, которые прошли в Санкт-Петербурге на «Газпром Арене», были приобретены на вторичном рынке, говорится в исследовании компании Eticket4 (есть у “Ъ”). Авторы учитывали официальную статистику посещаемости каждого матча, данные с сайтов, где продавались билеты на Евро-2020, и провели интервью с продавцами на вторичном рынке.

Eticket4 исследует вторичный рынок билетов на крупных футбольных мероприятиях с 2017 года, когда в России прошел Кубок конфедераций.

«Несмотря на все усилия организаторов, доля вторичного рынка не снижается ниже 7–10%»,— заявил основатель этой платформы Даниил Кручинин.

По ее данным, на ЧМ-2018 доля вторичного рынка была 5–7%.

На семи матчах Евро-2020 в Санкт-Петербурге побывало 133 тыс. зрителей, указано в исследовании. В том числе напрямую на сайте UEFA билетов продано на €19,25 млн, или почти 1,7 млрд руб. Самым посещаемым стал матч Бельгия—Россия, за которым на стадионе наблюдали 26,3 тыс. зрителей. На официальных сайтах билеты на эту игру стоили €75–225, на вторичном рынке — 19,4–50 тыс. руб., то есть наценка с учетом курса евро на 9 июля составляла 2–2,5 раза. По итогам всех прошедших в Санкт-Петербурге игр вторичный рынок составил около 13,2 тыс. билетов, не считая билетов категории ВИП, которые тоже продавались у перекупщиков. Их совокупная выручка от Евро-2020 составила 498 млн руб., резюмируют в Eticket4. Долю в 10% там оценивают как высокую с учетом ограничений, введенных в этом году UEFA.

В 2021 году UEFA запустил новую систему продаж с целью борьбы с мошенниками и перекупщиками: билеты продавались только в электронном виде в специальном приложении UEFA. При этом, как сообщал “Ъ” 1 июня 2021 года, перекупщики все равно могли покупать и перепродавать билеты с помощью функции «переслать билеты».

Доля в 10% — гораздо выше рыночной, подтверждает гендиректор МТС Ticketland Илья Целиков. Он оценивает среднюю долю перекупщиков в Москве в 3% от всей билетной массы, в регионах она «значительно меньше». В концертной индустрии в Европе доля вторичного рынка обычно значительно больше 10%, но и наценка там значительно выше, говорит коммерческий директор платформы Radario Дарья Бедная.

Вторичный рынок билетов в России — нерегулируемый теневой бизнес, зачастую перекупщики возвращают все непроданное за несколько дней и даже часов до мероприятия, отмечает госпожа Бедная.

Страдают организаторы и конечные покупатели, которые не успели приобрести билеты официально и вынуждены делать это по завышенным ценам, добавляет господин Целиков. Бороться с перекупщиками можно, ведя государственный учет всех продаваемых в стране билетов, или же с помощью динамического ценообразования, полагают эксперты.

Российский билетный рынок ждет два сценария: либо государство примет и начнет по примеру Запада работать с вторичным рынком, создав для этого бизнес-среду, либо будет бороться с ним, резюмирует Дарья Бедная. Невозможно полностью запретить вторичный рынок — он всегда будет там, где спрос превышает предложение, настаивает Даниил Кручинин. «Вторичный рынок — элемент всех бизнес-моделей, предполагающих естественный и непреодолимый дефицит благ, от криптовалют до афишных зрелищных мероприятий всех видов,— рассуждает гендиректор агентства InterMedia Евгений Сафронов.— Уничтожить его не удалось даже в СССР. Власти стоило бы проработать схему его легализации».

Валерия Лебедева