Телеканалы ошиблись посредником


Телеканалы ошиблись посредником

Телеканалы ошиблись посредником

«Газпром-медиа» судится с дистрибутором за рубежом

Газета «Коммерсантъ» №116 от 07.07.2021, стр. 10

Vela Digital Media (VDM), претендовавшая на статус эксклюзивного распространителя российских ТВ-каналов за рубежом вместо Kartina.TV, за два года стала партнером только «Первого канала». Остальные крупные вещатели продлили договоры с Kartina.TV, а «Газпром-медиа развлекательное ТВ», доверившая VDM распространение международных версий ТНТ, «Пятницы» и других каналов, вернулась к прежнему дистрибутору и требует через суд 200 млн руб. долга. При перспективности зарубежного распространения телеканалов их доходы от платного ТВ за рубежом снижаются, говорят участники рынка.

ООО «Международное РТВ» (входит в «Газпром-медиа») через суд требует с кипрской VDM Vela Digital Media Ltd долг и неустойку в размере 196 млн руб., обнаружил “Ъ” в картотеке суда. Иск был подан 22 апреля, первое судебное заседание состоялось 6 июля. Но момент публикации материала результаты в картотеке суда не обновились.

ООО «Международное РТВ» взыскивает с VDM долг за услуги распространения международных версий развлекательных каналов холдинга, о чем стороны договорились в конце октября 2019 года, объясняет источник “Ъ”, знакомый с деталями спора. «Газпром-медиа» отдала VDM эксклюзив на международную дистрибуцию каналов «Матч! Планета», «ТНТ-Comedy», «ТНТ4 International», «Пятница! International», «ТВ-3 International». Задолженность VDM по этому договору на 31 декабря 2020 года составила 204 млн руб., указано в отчетности ООО «Международное РТВ». «По российскому валютному законодательству мы обязаны предъявлять иски о любой, даже незначительной просрочке, чтобы избежать административных штрафов со стороны государства»,— заявил “Ъ” представитель ГПМ РТВ (управляет развлекательными каналами в составе «Газпром-медиа»). В VDM не ответили на запрос.

VDM принадлежит экс-владельцу лишившихся лицензий банков «Евростандарт» и «Агросоюз» Андрею Шляховому. Эта неизвестная на медиарынке компания стала также партнером «Первого канала. Всемирной сети» (ПКВС) по распространению «Первого канала» и его тематических проектов («Дом кино», «Музыка Первого» и др.) на ОТТ-платформах за рубежом в 2019 году (см. “Ъ” от 17 мая 2019 года).

Прежде ПКВС работала с Kartina.TV Андрея Райха, затем расторгла контракт, обвинив сервис в пиратстве. Договорившись с «Первым», VDM претендовала на статус одного окна для дистрибуции остальных крупных вещателей за границей, предлагая им партнерство. Но другие вещатели, включая «Национальную Медиа Группу», ВГТРК и НТВ, в конце 2019 года продлили контракты с Kartina.TV еще на три года. ГПМ РТВ тогда продлевать контракт не стала, но сейчас, сообщила “Ъ” директор юридического отдела Kartina.TV Ольга Панфилова, возобновила сотрудничество. У VDM есть задолженность и перед ПКВС, говорит источник, знакомый с ситуацией. По его словам, долги накопились в период пандемии. Гендиректор ПКВС Алексей Ефимов отказался от комментариев.

Российские телеканалы давно обнаружили и оценили зарубежное направление развития, отмечает главный редактор «Кабельщика» Яна Бельская, «Первый канал» зарабатывает на дистрибуции международной версии суммы, сопоставимые с дистрибуцией нишевых каналов ПКВС, активно продает каналы и отдельные программы ЦТВ (компания ВГТРК и «Ростелекома»). Международные версии есть также у каналов и дистрибуторов поменьше, отмечает эксперт. При этом она считает, что сам по себе институт партнеров по международному распространению устарел, «куда проще работать там с операторами связи — меньше формальностей и ограничений, а в большинстве стран даже не надо получать лицензии».

Учитывая увеличившийся поток эмиграции, это направление вполне перспективно, особенно для телеканалов, не участвующих в российской политической повестке, считает она. Но проблемой остается отток аудиторий из кабеля и спутника в онлайн-сервисы, которые платят за распространение меньше, отмечает собеседник “Ъ” в одном из каналов. Из-за этого, по его словам, европейские операторы, в том числе AT&T, Orange и Deutsche Telekom, уже активно снижают цены для вещателей.

Анна Афанасьева