Поезда прибюджетного сообщения


Поезда прибюджетного сообщения

Поезда прибюджетного сообщения

ОАО РЖД просит о госсубсидиях для обновления электричек

Газета «Коммерсантъ» №116 от 07.07.2021, стр. 7

Пригородные перевозчики просят о господдержке при закупке электричек для обновления парка. ОАО РЖД оценивает потребность своих компаний в вагонах в 2 тыс. единиц до 2030 года более чем на 230 млрд руб., крупнейший пригородный перевозчик ЦППК — в 3 тыс. единиц. Среди предлагаемых мер — финансирование скидки для покупателей, субсидирование лизинга и утилизации. По мнению экспертов, уже до 2024 года пригородному комплексу понадобятся 5 тыс. вагонов электричек стоимостью свыше 500 млрд руб., и для нужны более масштабные субсидии — в частности, долгосрочное субсидирование лизинга, покрывающее его полную стоимость.

ОАО РЖД обсуждает с сенаторами и правительством меры поддержки перевозок в пригородном сообщении. Как сообщил в ходе парламентских слушаний в Совете федерации начальник департамента пассажирских перевозок ОАО РЖД Николай Костенко, чтобы обновить выбывающий подвижной состав для пригородных перевозок, только перевозчикам в рамках холдинга ОАО РЖД необходимо порядка 2 тыс. вагонов до 2030 года на сумму свыше 230 млрд руб.

По его словам, сейчас ОАО РЖД прорабатывает параметры долгосрочных контрактов с производителями подвижного состава, в том числе оценивает необходимость господдержки. «В качестве одной из мер можно рассматривать субсидии производителям по аналогии с постановлением правительства №157 от 2018 года (подразумевает субсидирование при условии предоставления производителем покупателю скидки на новую технику.— “Ъ”). Также мы предлагаем рассмотреть возможность применения практики субсидирования лизинга и поддержки покупателей посредством субсидии на утилизацию, которая распространена в других отраслях»,— заявил господин Костенко, отметив, что это позволило бы ускоренными темпами обновить парк.

Пригородные перевозки составляют основную часть железнодорожного пассажирского сообщения, на них приходится более 90% пассажиропотока. В пандемическом 2020 году на сети ОАО РЖД перевезено в пригородном сообщении 801,9 млн человек, что на 25,8% меньше, чем в 2019 году. Более половины из них (447,9 млн пассажиров) перевезла «Центральная ППК» (ЦППК, подконтрольна структурам Андрея Бокарева и Искандара Махмудова), не входящая в периметр ОАО РЖД. В первом полугодии 2021-го ОАО РЖД перевезло электричками 461,7 млн человек, что на 31% больше, чем годом ранее, но все еще существенно меньше, чем в доковидном 2019 году.

Исполнительный директор ЦППК Иван Конев сообщил “Ъ”, что до 2030 года для выполнения всех заказов регионов по перевозке пассажиров ЦППК необходимо закупить почти 3 тыс. современных вагонов пригородных электропоездов. Компания непрерывно обновляет парк, говорит он,— «за последние восемь лет мы приобрели 2218 новых вагонов». Господдержка позволит продолжить обновление парка подвижного состава, отмечает господин Конев.

Но в Минпромторге “Ъ” сообщили, что в бюджете на 2020–2022 годы такие меры поддержки не предусмотрены. «При этом Минпромторг поддерживает необходимость заключения долгосрочных контрактов на машиностроительную продукцию»,— сообщили там. В министерстве добавили, что предоставляют господдержку на компенсацию части затрат на проведение НИОКР, «в том числе на разработку новых типов подвижного состава в соответствии с заявленными потребностями ОАО РЖД».

Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук подчеркивает, что представитель ОАО РЖД говорит только о пригородных компаниях холдинга и 2030 годе, тогда как с учетом компаний вне монополии, по расчетам ИПЕМ, потребность в парке уже до 2024 года составит порядка 5 тыс. вагонов общей стоимостью свыше 500 млрд руб. По словам господина Савчука, меры, предлагаемые ОАО РЖД, смягчат проблему, но полностью ее не решат. Так, говорит эксперт, поддержка лизинга, обычно краткосрочная, в данном случае должна распространяться на срок свыше десяти лет, а с учетом того, что при лизинге стоимость вагона возрастает в 2,5 раза, субсидироваться должна вся сумма лизинга. В любом случае, отмечает он, господдержка должна распространяться не только на ОАО РЖД, но и на других пригородных перевозчиков.

Наталья Скорлыгина

ОАО РЖД сокращает закупки путевой техники

Контекст

«Синара — Транспортные машины» Дмитрия Пумпянского (СТМ, поставляет ОАО РЖД локомотивы, «Ласточки», путевые машины более чем на 100 млрд руб. в год) отмечает резкое снижение закупок путевой техники со стороны ОАО РЖД — почти втрое, с 21,6 млрд руб. в 2020 году до 8,3 млрд руб. в 2021 году, рассказал на парламентских слушаниях в Совете федерации замгендиректора по продажам СТМ Антон Зубихин. «Мы столкнулись с критическим снижением закупок выпускаемой техники для строительства и ремонта железнодорожного полотна,— рассказывает он.— С августа у нас на заводах уже не будет задействовано порядка 7 тыс. чел.». Также, отметил он, произошло снижение объемов заказов для предприятий железнодорожного машиностроения — комплектаторов СТМ, это более 250 предприятий, в которых занято свыше 200 тыс. чел.

СТМ, пояснил он, старается перепрофилировать заводы, но надеется, что будут внесены изменения в инвестиционную программу ОАО РЖД. Для сохранения производственных компетенций и трудовых коллективов предприятий путевого железнодорожного машиностроения в этом году требуется разместить дополнительный заказ на сумму не менее 10 млрд руб., говорит господин Зубихин. Также, по его словам, следует перейти на долгосрочные (три—пять лет) договоры поставки железнодорожной техники, срок которых сегодня не превышает год, и перейти на десятилетние контракты на инфраструктурные услуги с подрядчиками.

При этом, отметил он, 28 июня состоялось заседание комитета по стратегическому планированию под председательством главы Минэкономики Максима Решетникова. «Там детально рассматривался данный вопрос,— говорит господин Зубихин.— С учетом высокой востребованности в производимых путевых машинах прежде всего для Восточного полигона, я надеюсь, что правительство поддержит корректировку инвестиционной программы».

В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что вопрос об изменении параметров инвестпрограммы находится в ведении совета директоров холдинга. В утвержденной инвестпрограмме, поясняют в монополии, на 2021 год предусмотрена закупка более 560 единиц путевой техники на сумму свыше 12 млрд руб., из которых на закупки у СТМ приходится почти 90%.

Наталья Скорлыгина