Компании повышают выставки


Компании повышают выставки

Компании повышают выставки

Рынок корпоративных мероприятий восстанавливается

Газета «Коммерсантъ» №125 от 20.07.2021, стр. 1

Несмотря на продолжающуюся пандемию, в России на рынке MICE-мероприятий в первом полугодии появились признаки восстановления. Но рост числа конференций и форумов пока не позволяет профильным операторам и отельерам вернуться к оборотам 2019 года: масштабность событий сократилась в среднем на 40%. Адаптировавшись, бизнес стал легче реагировать на вспышки заболеваемости COVID-19, отказавшись от практики массовой отмены мероприятий. Это позволяет рынку надеяться на активный деловой сезон осенью.

Число прошедших MICE-мероприятий в первом полугодии 2021 года оказалось на 20% выше, чем за тот же период 2019 года. Такие данные приводит «Аэроклуб». Но несмотря на это, в денежном выражении оборот сегмента на 25% ниже, чем двумя годами ранее. Это произошло на фоне того, что на 40% сократилось число участников деловых мероприятий, отмечают в «Аэроклубе». Аналогичную оценку снижения масштаба событий приводит партнер Cushman & Wakefield Марина Усенко. В итоге выручка «Аэроклуба» от проведения цикловых совещаний (масштабные обсуждения планов развития компаний) на 0,5–1,5 тыс. участников в первом полугодии сократилась на треть относительно того же периода 2019 года, средних мероприятий на 50–100 человек — на 20%, небольших — на 17%. Формат онлайн-мероприятий на фоне восстановления MICE-индустрии также становится все менее интересен бизнесу: в первом полугодии так проводилось менее 5% событий.

Впрочем, не все участники рынка согласны с выводами «Аэроклуба». Руководитель MICE-комитета Национальной ассоциации организаторов мероприятий Татьяна Конакова считает, что нарастить объем проведенных мероприятий удалось только части компаний за счет расширения линейки предложений. «Рынок хотя и демонстрировал хорошие темпы восстановления, но о выходе на уровень 2019 года речи пока не идет»,— говорит она.

Директор направления индустрии гостеприимства CBRE Татьяна Белова также обращает внимание на то, что организаторам все еще сложно проводить крупные мероприятия на фоне требований Роспотребнадзора. Тем не менее есть факторы, позитивно влияющие на спрос. Гендиректор агентства «Аэроклуб Тур» Андрей Зинковецкий относит к ним ограниченные возможности зарубежных рынков, где проводится менее 5% от докризисного объема мероприятий. «Среди самых востребованных городов сейчас Москва, Петербург, Сочи, Казань, Новосибирск»,— отмечает эксперт.

По данным «Аэроклуба», сегмент MICE-мероприятий сохраняет хорошие темпы восстановления: в июне объем проведенных мероприятий в денежном выражении был только на 1% ниже аналогичного значения 2019 года. Андрей Зинковецкий констатирует, что в этот раз очередная волна распространения COVID-19 не привела к массовым отменам запланированных мероприятий из-за того, что бизнес проводит кампании по вакцинации сотрудников. Марина Усенко также отмечает существенно возросшую адаптивность бизнесов и клиентов к периодическим вспышкам заболевания, после которых спрос восстанавливается довольно оперативно.

Хотя Татьяна Конакова отмечает, что многие игроки после 12 июня все же приняли решение о переносе мероприятий из-за опасений бизнеса на фоне роста заболеваемости. Сейчас, по ее словам, активность вновь возобновляется, но глубина бронирований сократилась до двух недель.

MICE-индустрия — важный источник дохода для гостиничного бизнеса. Руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова говорит, что в выручке московских отелей деловые мероприятия формируют 30–40% и заменить их чем-либо сложно. В то же время в 2019 году до 50% продаж питания и напитков отелей высокой ценовой категории могло формироваться за счет банкетов и мероприятий, добавляет Марина Усенко. Сейчас на фоне низкого летнего сезона, по словам госпожи Ухановой, гостиницы проводят одно-два мероприятия в неделю численностью до 120 человек. Марина Усенко констатирует, что рынок MICE-мероприятий в московских отелях начал демонстрировать признаки восстановления с весны, с запуском отраслевых выставок, но объем их продаж все еще далек от допандемийного уровня.

Яна Уханова ждет, что с началом делового сезона в сентябре—октябре активность бизнеса вырастет, хотя и будет зависеть от санитарной обстановки в стране. «Запланированные на осень мероприятия не отменяют, компании рассчитывают на всеобщую вакцинацию»,— резюмирует Андрей Зинковецкий.

Александра Мерцалова