Автомобили разогнались в отпуск


Автомобили разогнались в отпуск

Автомобили разогнались в отпуск

Их продажи выросли в июне на 29%

«Коммерсантъ» от 06.07.2021, 14:50

Авторынок РФ в июне продолжил рост: к прошлому году продажи увеличились на 29%, к докризисному 2019 году — на 10%. В целом за полугодие реализация увеличилась на 37%, констатируют в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), говоря о том, что спрос на автомобили продолжает превышать предложение.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в июне выросли на 28,7%, до 157,8 тыс. штук, подсчитали в АЕБ. В этот период прошлого года дилерская сеть вернулась к работе после локдауна, и падение продаж было уже не таким драматичным, как в апреле мае 2020 года. В то же время по сравнению с июнем докризисного 2019 года рост заметно более скромный — на 9,8%.

Лидер российского авторынка Lada за июнь нарастил реализацию на 43%, до 40,1 тыс. машин (на 30,3% выше, чем в 2019 году). Hyundai вышел на первое место среди иностранных игроков, показав рост продаж на 44%, до 19,2 тыс. штук (на 17,6% выше 2019 года). Kia увеличила продажи на 11%, до 18,8 тыс., но по сравнению с 2019 годом результат концерна оказался в символическом минусе. Renault увеличила реализацию на 24%, до 13,3 тыс. машин (на 11% выше, чем в 2019 году), Volkswagenна 35%, до 10,2 тыс. машин (на 8% выше), Skodaна 38%, до 10,1 тыс. машин. Причем продажи последней марки на 42,7% выше, чем в 2019 году, и это единственный бренд, который показывал рост в тот период среди топ-10 рынка. Продажи Toyota показали скромный рост на 2%, до 7,5 тыс. машин по сравнению с прошлым годом, и падение на 11,8% к 2019 году. Группа ГАЗ увеличила продажи на 23%, до 4,6 тыс. автомобилей (на 3% ниже, чем в 2019 году). Nissan смог показать отрицательный результат к 2020 году — его реализация упала на 4%, до 4,1 тыс. машин (падение на 24,8% к 2019 году). Китайский Haval, напротив, показал трехзначный рост — на 143%, до 3,5 тыс. машин (против 725 автомобилей, реализованных в 2019 году).

В первом полугодии рынок вырос на 36,9%, до 870,7 тыс. автомобилей. По сравнению с первым полугодием 2019 года продажи выросли на 5,1%.

В АЕБ констатируют, что спрос на автомобили продолжает превышать предложение. При этом отсрочка повышения утилизационного сбора поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на автомобили, отмечает глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель. «Ситуация с Covid-19 ухудшается, но мы надеемся, что полного локдауна удастся избежать, — продолжает он. — Несмотря на сложности с поставкой полупроводников и повышение цен на металл, нам представляется, что удастся не допустить резкого падения продаж в 2021 году, и в ближайшие месяцы мы увидим коррекцию (рынка)».

На фоне таких результатов первого полугодия АЕБ пересмотрела годовой прогноз в лучшую сторону и теперь ожидает роста на 9,8%, почти до 1,8 млн машин. В начале 2021 года ассоциация закладывала увеличение продаж на 2,1%. Причем оба прогноза исходили из предположения, что новые локдауны вводиться не будут. Если новый прогноз АЕБ реализуется, авторынок может уже в 2021 году полностью отыграть влияние пандемии и достигнуть показателей 2019 года. Однако напомним, что в 2019 году авторынок уже перешел к снижению, сократившись на 2,3% по сравнению с 2018 годом. В 2020 году продажи машин упали на 9,1%, до 1,6 млн штук.

Еще 5 июля Минпромторг дал свои ожидания по рынку: чиновники ожидают роста автопродаж на 4–5% по итогам года. Глава министерства Денис Мантуров отмечал, что «при сохранении такого повышенного спроса, как сейчас, выделенных средств господдержки точно хватит и не потребуется выделять дополнительные ресурсы» (цитата по ТАСС). Но в августе все равно запланирован перезапуск программы льготного автокредитования с новым бюджетом на 5 млрд руб.

Ольга Никитина