«Агама» чистит треску


«Агама» чистит треску

«Агама» чистит треску

Группа начнет производство косметологических и пищевых ингредиентов

Газета «Коммерсантъ» №126 от 21.07.2021, стр. 9

Один из крупнейших поставщиков рыбы и морепродуктов ГК «Агама» займется новым бизнесом. Группа запустит производство гидролизата рыбного протеина и морского коллагена для биологически активных добавок. Спрос и цена на это сырье растут, но новому игроку может быть непросто из-за повышенного требования потребителей к качеству ингредиентов.

Крупный поставщик рыбы и морепродуктов ГК «Агама» (бренды Agama, «Бухта изобилия») Юрия Алашеева и Игоря Лысенкова запускает новое направление — производство гидролизата рыбного протеина и морского коллагена. Об этом говорится в презентации группы, с которой ознакомился “Ъ”.

Гендиректор ГК «Агама» Владимир Горелов уточнил, что под новый проект приобретена площадка в Мурманске, сейчас идет реконструкция и закупка оборудования. Завод будет производить до 10 тонн продукта в месяц, объем инвестиций — около 100 млн руб.

Для управления предприятием в этом году учреждено ООО «РММ Биоинновации», которое на паритетных началах принадлежит «Агама РЦ» и Игорю Петриченко. Господин Петриченко был совладельцем мурманского рыбного завода «Три ручья», который в мае 2021 года выкупила «Русская аквакультура» Максима Воробьева. Игорь Петриченко заявил “Ъ”, что направил на новый проект средства от сделки, запуск нового совместного предприятия с «Агамой» планируется в конце 2021 года.

Как отметил Владимир Горелов, «Агама» видит большие перспективы в развитии биотехнологий в синергии с основным бизнесом — переработкой рыбы на заводе «Рыбные мануфактуры Мурманск», который выпускает 7 тыс. тонн филе трески и пикши в год. Это позволит передавать отходящие от производства части рыбы на участок гидролиза в свежем виде, что сокращает цепочку поставок сырья и обеспечивает ингредиентами новое предприятие, поясняет он.

По словам господина Горелова, гидролизат и коллаген планируется продавать в основном производителям микробиологических тест-систем, БАД, функционального питания и пр. Сырье востребовано как в РФ, так и за рубежом, указывает он.

Замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников предупреждает, что «Агама» может столкнуться со сложностями при сбыте нового продукта. По его словам, попытки организовать такие производства были, но в итоге получался дорогой компонент, потребление которого ограничено. Рынок сложный и попасть туда новым игрокам непросто, говорит топ-менеджер. Заместитель председателя Рыбного союза Сергей Гудков отмечает, что вопрос в чистоте производства, так как фармацевтические и косметологические компании крайне требовательны к качеству сырья. У российских переработчиков рыбы в основном нет необходимых компетенций для работы на этом рынке, но у «Агамы» есть опыт взаимодействия с научными институтами, говорит господин Гудков.

Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов подтверждает, что гидролизат рыбного протеина и морской коллаген могут быть востребованы прежде всего в косметологии и у производителей БАД. Спрос и цены на это сырье имеют тенденцию к росту, говорит он. Как следует из презентации «Агамы», на российском рынке гидролизат рыбного протеина может стоить до 1,5 тыс. руб. за 1 кг. Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк добавляет, что БАД с содержанием коллагена — один из самых быстрорастущих продуктов в сегменте, для производства которого в России требуется импортное сырье, потому у «Агамы» не должно возникнуть проблем с поиском потребителей при должном качестве ингредиентов. По оценкам DSM Group, в январе—мае 2021 года продажи БАД в аптеках в РФ выросли на 8,6%, до 32,4 млрд руб., год к году. Емкость рынка в упаковках сократилась на 4,1%, до 129,1 млн штук. Крупнейшим игроком выступает «Эвалар» с долей 16,9% в рублях, у ближайшего конкурента, американской Solgar Vitamin and Herb,— 7,1% рынка, следует из данных DSM Group.

Анатолий Костырев