На темной стороне интернета


На темной стороне интернета

На темной стороне интернета

Юлия Степанова о том, как вырастают кибермошенниками

Газета «Коммерсантъ» №123 от 16.07.2021, стр. 8

Сочинение «Как я провел лето» у некоторых школьников и студентов может стать историей о штрафах и правонарушениях, даже если они все время просидели за компьютером. Так, эксперты компании по информационной безопасности «Информзащита» отметили, что лето из года в год становится периодом всплеска киберпреступности и этому есть объяснение — амбициозные подростки практикуются в различных взломах и атаках.

В прошлом году это уже заметил «Ростелеком» — в компании объясняли DDoS-атаки на российские образовательные сайты в период самоизоляции нежеланием школьников показывать электронные дневники родителям. О том, что до 40% от общего количества киберпреступлений совершают подростки, говорил и зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

Причем школьники пробуют совершать атаки не только своими силами, их интерес подогревает набирающая популярность модель «киберпреступление как услуга», при которой вредоносный софт сдается в аренду на хакерских форумах. Предлагаются и алгоритмы заработка с его помощью. Для работы с готовым софтом не требуется специализированных знаний в IT, что делает его привлекательным для школьников и студентов.

Но некоторые молодые люди изучают и специфическое ПО, например, сканер портов: его используют в работе IT-специалисты, но когда им начинают сканировать, например, правительственные ресурсы, на это сразу обращают внимание правоохранительные органы и регулярно привлекают школьников к ответственности, рассказал гендиректор Phishman Алексей Горелкин.

Почему бы молодежи не использовать эту энергию в мирных целях? Тем более что дефицит IT-специалистов в России, по данным Минцифры, составляет от 500 тыс. до 1 млн человек. Причиной может быть то, что компании фактически не дают возможности молодежи попробовать свои силы на светлой стороне.

Технические вузы обеспечивают теоретические знания, а необходимые программистам практические навыки можно получить только на курсах или стажировках, которые проводятся в основном при крупных компаниях.

Но конкурс на подобные программы, например, в «Лаборатории Касперского» доходит до 70 человек на место, а работу после стажировки получают только 55% выпускников. В «Ростелеком-Солар» на работу берут 30–40% из тех, кто прошел стажировку.

Получается, на подобных программах компании отбирают наиболее перспективных сотрудников, а тем, кто не прошел отбор, ничего не остается, кроме как последовать примеру мальчика, которого в начале XX века не взяли в венскую Академию изобразительных искусств. Они переходят на темную сторону.