Аэропорты воссоединились с турпотоком


Аэропорты воссоединились с турпотоком

Аэропорты воссоединились с турпотоком

Крым и Сочи пока не заметили Турции и ПЦР-тестов

Несмотря на наводнения и открытие полетов в Турцию, россияне не стали возвращать авиабилеты в Крым и Краснодарский край. Аэропорты этих регионов не заметили снижения пассажиропотока, ожидая его дальнейшего роста в августе, на который традиционно приходится пик туристического сезона. Однако число новых бронирований авиабилетов на курорты юга РФ все же снижается, свидетельствуют данные агрегаторов.

Туристов не отпугнули новые неожиданные сложности посещения курортов юга РФ. С 17 июня в Крым пришли сильные ливни, которые привели к трем серьезным наводнениям за несколько недель. В июле стихия обрушилась на Краснодарский край. Кроме того, в этом регионе с 1 июля отели и гостиницы начали принимать постояльцев только при наличии отрицательного ПЦР-теста. На этом фоне туроператоры прогнозировали резкий спад интереса россиян к отдыху на юге страны, особенно после того, как авиакомпаниям разрешили возобновить полеты на турецкие курорты с 22 июня (см. “Ъ” от 23 июня).

Однако в региональных аэропортах пока продолжают отмечать рекорды пассажиропотока. Так, в июне аэропорт Симферополя обслужил более 1 млн пассажиров, что на 45% превысило показатели июня 2019 года и в пять раз — июня 2020 года. При этом пассажиропоток продолжил расти и после возобновления полетов в Турцию. Так, в последние выходные дни июня было обслужено свыше 41 тыс. человек в сутки — такие показатели прежде наблюдались только в пик курортного сезона в августе и сентябре 2020 года.

В пресс-службе ГК «Аэродинамика» сообщили, что за июнь аэропорт Сочи принял 1,2 млн человек. Это в 5,7 раза больше, чем в июне 2020 года, и в 1,6 раза в сравнении с 2019 годом. Оттока пассажиров там не фиксируют. Аэропорт Геленджик увеличил пассажиропоток в июне в годовом выражении в семь раз, до 174 тыс. пассажиров, и в 2,7 раза по сравнению с 2019 годом. При этом представители аэропорта отмечают, что с 15 июня рост числа рейсов был не такой внушительный, как в начале лета, однако заполнение бортов выросло на 30%.

В опрошенных аэропортах ожидают, что пассажиропоток традиционно достигнет пиковых значений в августе. Однако эксперты полагают, что в этом году ситуация может измениться. С 18 июня Турция вошла в топ-5 стран, куда путешественники оформляли билеты, подсчитали аналитики сервиса «Туту.ру». Они также фиксируют снижение числа бронирований авиабилетов на 25% в целом по России, в том числе по востребованным южным направлениям, в сравнении с началом лета.

Билеты в Симферополь на июль—август активно бронировали в начале июня, затем произошел спад активности, говорят в «Туту.ру». Билеты на июль—август в середине июня, когда были сильные дожди в Ялте, бронировали гораздо реже, чем в начале месяца, хотя обычно ближе к дате поездки активность пользователей возрастает. Однако в конце июня произошло довольно стремительное восстановление спроса на билеты в Крым на июль—август. Эксперты предполагают, что это связано с объявлением о необходимости ПЦР-тестов для туристов в Краснодарском крае.

«Стоимость авиаперелета в Сочи, Геленджик, Анапу и Краснодар в июне 2021 года не сильно отличается от прошлогодних цен. Самым популярным направлением стал Сочи»,— говорит генеральный директор Ozon.Travel Михаил Осин. Несмотря на востребованность российских курортов, в тревел-сервисе подтверждают, что за неделю с 22 июня, когда возобновились чартеры в Турцию, продажи авиабилетов в эту страну удвоились.

Источники “Ъ” в авиакомпаниях отмечают, что оценивать динамику бронирований на июль и август пока рано.

В отличие от допандемических времен, когда туристы раскупали большую часть билетов на лето еще в мае, сейчас пассажиры планируют свои полеты ближе к дате отпуска. Это связано в том числе и с ценовыми политиками самих перевозчиков, многие из которых не поднимают цены до конца продаж. Некоторые эксперты также полагают, что часть туристов не хочет связываться с возвратом или обменом билетов из-за сложной и долгой процедуры.

«Люди продолжают лететь на российский юг — это специфика национального сознания и скорее поведенческая, а не экономическая и совсем не авиационная история»,— возражает Федор Борисов из Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. По его словам, предположение о нежелании отменять перелеты из-за долгого возврата средств неверно, поскольку значительная часть российских туристов традиционно приобретает невозвратные билеты.

Айгуль Абдуллина

«Возвращение на допандемийный трек уже не устроит»

Блицинтервью

Аэропорты воссоединились с турпотоком

О том, ожидается ли снижение пассажиропотока из-за возобновления полетов в Турцию, “Ъ” рассказал гендиректор аэропорта Симферополя Евгений Плаксин.

— До пандемии аэропорт Симферополя стабильно обслуживал более 5 млн человек в год — это комфортный для предприятия пассажиропоток. Однако пандемия принесла не только кризис, но и новые возможности для развития. Мы расширили маршрутную сеть до максимальных за весь постсоветский период показателей, усовершенствовали операционные процессы, учимся работать в условиях значительно растянутого по времени высокого сезонного трафика, справляемся с историческими суточными пиками, обслуживая уже более 260 регулярных рейсов в день. Поэтому возвращение на допандемийный трек развития лично меня уже не устроит. У нас есть уникальная возможность для роста, и мы должны ею воспользоваться.

— Мы активно сотрудничали с авиакомпаниями по распределению рейсов максимально равномерно в течение суток. С крупными туроператорами налажена оперативная связь для минимизации случаев массового единовременного прибытия туристических автобусов с улетающими пассажирами. Эти и другие принятые меры позволили избежать каких-то существенных сбоев в обслуживании рейсов.

Какие процессы пришлось перестраивать на фоне всплеска пассажиропотока?

— Особенностью прошлого и в какой-то степени этого года стала неопределенность, которая значительно усложняет долгосрочное планирование. В 2020 году, например, за несколько месяцев трафик в аэропорту прошел путь от никем не прогнозируемого тотального падения до рекордного за всю историю роста. В этом году ситуация стала немного проще: заранее удалось спрогнозировать существенный рост трафика, подготовить к нему инфраструктуру. Однако высокий уровень неопределенности, связанный с развитием эпидемии COVID-19 и запуском международного авиасообщения, сохраняется и сейчас, что осложняет работу на уровне стратегического планирования.

— В первой половине 2020 года из-за COVID-19 аэропорт и контрагенты оказались в очень тяжелом положении. Точки общепита в общедоступной зоне на некоторое время прекращали работать из-за ограничений, остальные также испытывали трудности из-за рекордно низкого пассажиропотока. Мы понимали, что находимся в одной лодке, поэтому подходили максимально гибко: приостановившим работу концессионерам арендную плату не начисляли, а работающим начисляли пропорционально снижению пассажиропотока к факту предыдущего года. Контрагенты получали скидку по арендным платежам до 95%. Благодаря принятым мерам аэропорт не потерял ни одного арендатора в период пандемии.

Доходы аэропорта от неавиационной деятельности стабильно растут, и в будущем планируется их увеличивать, в том числе за счет развития прилегающих к аэровокзалу территорий: уже подготовлен участок площадью 44 га под строительство коммерческих объектов, ведутся переговоры с инвесторами.

Интервью взяла Айгуль Абдуллина