«Делимобиль» фургонит в регионы


«Делимобиль» фургонит в регионы

«Делимобиль» фургонит в регионы

Каршеринг вводит грузовые тарифы

Газета «Коммерсантъ» №116 от 07.07.2021, стр. 10

Каршеринг «Делимобиль» выходит в сегмент перевозок грузов, добавив в парк фургоны Ford Transit. На первом этапе услуга будет доступна в Новосибирске и Екатеринбурге, затем география расширится. Грузовой тариф уже несколько лет развивает «Яндекс.Драйв». Конкурирующие сервисы поменьше пока не стремятся в этот сегмент, хотя, по мнению экспертов, он может быть перспективным и доходным, особенно в работе с юрлицами.

Как рассказали “Ъ” в «Делимобиле», в середине июля компания запустит в Новосибирске и Екатеринбурге грузовой тариф, добавив в автопарки этих городов в целом около 100 Ford Transit. Директор по региональному развитию «Делимобиля» Виталий Петровский пояснил выбор точек количеством запросов на услугу. В дальнейшем планируется наращивать автопарк и присутствие в других городах, добавил топ-менеджер.

«Делимобиль» станет вторым российским каршерингом с грузовым тарифом. Первым и пока единственным участником сегмента остается «Яндекс.Драйв», запустивший услугу еще в ноябре 2018 года. Сейчас она доступна в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, тарифы зависят от ряда факторов, в том числе, например, стажа вождения, рейтинга и др. В «Делимобиле» тарифы на новую услугу не раскрыли, но заверили, что они будут «лучше существующих».

Объем рынка каршеринга в России в 2020 году вырос на 9%, до 22,4 млрд руб., но число поездок снизилось на 10%, до 70 млн, оценивали в «ТИАР-Центре» и Российской ассоциации электронных коммуникаций. Всего в России порядка 40–50 тыс. каршеринговых автомобилей, это менее 1% от общего числа машин на дорогах, сообщали в письме председателю Госдумы Вячеславу Володину в ноябре 2020 года крупнейшие сервисы. Точных цифр по грузовым автомобилям в каршерингах нет. При этом эксперты отмечают, что в последние месяцы компании столкнулись с трудностями по увеличению парка из-за нехватки автомобилей в лизинге (о дефиците машин также см. стр. 9).

Другие сервисы пока не спешат вводить грузовые тарифы, но наблюдают за конкурентами. «Попытка «Делимобиля» занять нишу грузового каршеринга — показатель большого потенциала этого направления. Мы будем следить за результатами коллег»,— сообщил представитель «Ситидрайва» (ранее — YouDrive). Грузовой каршеринг — логичный этап развития сервиса, соглашаются в BelkaCar, уточняя, что «это больше интересно компаниям с широкой базой партнеров юридических лиц».

Эксперты считают направление перспективным в первую очередь в регионах. «Здесь точно есть ниша для роста. В первую очередь это конкуренция с сервисами грузоперевозок, так что услуга должна быть дешевле для потребителя»,— поясняет аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. При этом, добавляет он, вряд ли каршеринги будут жестко конкурировать между собой, потому что рынок «не очень освоен». В любом случае, предупреждает эксперт, на первом этапе направление будет для «Делимобиля» убыточным.

Компания выбрала запуск в регионах, чтобы «обкатать схему», хотя очевидно, что самый привлекательный рынок — Москва, возражает издатель отраслевого портала «Трушеринг» Юрий Николаев: «»Делимобиль», по сути, не отстает от «Яндекса»: они продолжают диверсификацию, запустили подписку, смотрят на различные ниши. И грузовой тариф — еще одна из них».

Цена грузового тарифа очевидно выше, чем легкового, из-за высокой стоимости автомобилей, но она чаще всего оказывается ниже, чем у специализированных сервисов грузоперевозок, отмечает Юрий Николаев. По мнению Владимира Беспалова, при этом каршерингам может быть выгоднее работать по грузовому направлению с корпоративными клиентами, нежели с гражданами.

Дмитрий Шестоперов